Cмоленский государственный драматический театр
ИМ. А. С. Грибоедова

214000, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 4
2010 год
DSC02132.jpg



II  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

«СМОЛЕНСКИЙ КОВЧЕГ»,

посвящен 100-летию со дня рождения А. Т. Твардовского

РОССИЯ, СМОЛЕНСК
21 – 26 июня 2010 г.

____________________2010_1.jpg




ЖЮРИ:
 А. А. Вислов – шеф – редактор отдела искусств «Литературной газеты» (Россия, г. Москва), председатель
 
Н. В. Деверилина – заслуженный работник культуры РФ, член Президиума Смоленского  отделения Фонда мира, член Союза журналистов РФ (Россия,
г. Смоленск)
 
Н. З. Мазур – вице-Президент Международного форума Монотеатра, член Международного Фестивального Форума МИТ ЮНЕСКО, член Германского Центра Международной Ассоциации театральных критиков, член Международной Ассоциации писателей и журналистов АПИА  (Германия, г. Ганновер)
 
 А. В. Москвин – доцент Варшавского Университета, кандидат филологических наук, театральный критик, переводчик (Польша, г. Варшава)
 
Б.И. Тух – театральный и литературный критик, член Союза театральных деятелей Эстонии,  лауреат Союза писателей Эстонии, член Эстонского отделения ФИПРЕССИИ,  автор и переводчик, преподаватель учебной студии Русского театра Эстонии (Эстония)

Руководитель проекта – продюсер В. В. Беляев (Россия, г. Москва)
 
Оргкомитет:
 

О. Н. Чернова
начальник Департамента Смоленской области по культуре, председатель
 
О. В. Грибкова - начальник отдела культуры, искусства и аналитической работы Департамента Смоленской области по культуре
 
В. Б. Лаппа главный специалист отдела культуры, искусства и аналитической работы  Департамента Смоленской области по культуре
 
Л. Н. Судовская директор ОУК «Смоленский государственный драматический театр
им. А. С. Грибоедова»
 
Е. А. Филиппова ведущий специалист отдела культуры, искусства и аналитической работы Департамента Смоленской области по культуре, секретарь
 
Н. К. Агафонов – заслуженный художник РФ, художник – постановщик  ОУК «Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова»
 
С. В. Архипова главный художник ОУК «Смоленский государственный драматический  театр
им. А. С. Грибоедова»
 
Б. А. Асатрян – художник по фоторекламе ОУК «Смоленский государственный драматический театр       им. А. С. Грибоедова»
 
В. М. Барковский – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, главный режиссер      
ОУК «Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова»
 
Е. И. Егорова – балетмейстер – постановщик ОУК «Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова»
 
А. В. Жукова главный администратор ОУК «Смоленский государственный драматический  театр     
им. А. С. Грибоедова»
 
Е. В. Киреева руководитель литературно – драматической части ОУК «Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова»
 
А. В. Леднев
– заведующий художественно – постановочной частью ОУК «Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова»
 
Л. У. Савченкова – заместитель директора ОУК «Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова»


Афиша фестиваля

21 июня 2010 года  17.00 Малая сцена

_MG_8066 (53)_1.jpgГосударственное учреждение
«Республиканский театр белорусской драматургии»(Беларусь, г. Минск)

«ПОЛЕТЫ С АНГЕЛОМ»Зиновий Сагалов
жизнь и судьба великого художника в спектакле про Марка Шагала
 

   История жизни легендарного художника Марка Шагала. Судьба нашего великого соотечественника, который не нашел места в безжалостном мире. При чехарде властей, идеологий талант не может постигнуть другая судьба, кроме унижений, обвинений в сумасшествии, изгнания с Родины. Поиск приюта, тихого счастья в мире своих картин и... Ангел - мать, любимая, вдохновение, жизнь и смерть. Спектакль имел большой успех у зрителей Москвы, Иркутска и Ростока (Германия).

«…После спектакля “Полеты с ангелом» зрительный зал взволнован искренне. Опасного «чуть-чуть» исполнители нигде не преступают. Пафос их – то сдержанный, то мягко ироничный, то с болью и тревогой взмывающий – подлинен, не изображен, не наигран. Поэтому спектакль и пронзает…»

Владимир Мехов «Авив» сентябрь 1999 г.

 
 
21 июня 2010 года  19.00    Большая сцена

tv.jpgГосударственное учреждение культуры «Московский драматический театр художественной публицистики»(Россия, г. Москва)

«И ВСЛЕД ЗА ВЕКОМ ЖИТЬ СПЕШИЛ.» Галина Крнилова
спектакль поставлен к 100-летию со дня рождения Александра Твардовского
 

    Литературный спектакль посвящается 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского. В спектакле использованы: поэзия Твардовского, его письма, автобиография, воспоминания,фронтовые записи. Кроме того, используются воспоминания брата поэта Ивана Трифоновича Твардовского.

    Перед зрителем проходит вся жизнь замечательного поэта, наполненная радостями и душевными терзаниями, постоянным глубоким осмыслением действительности, в конечном счете, приведшем к переосмыслению пережитого.

   _MG_8066__41_.jpg Декорации и костюмы предельно лаконичны – все внимание к тексту. Особое место в спектакле занимает создание атмосферы того времени, в котором проходит жизнь поэта, времени противоречивого – великого и трагического одновременно.

    Начинается спектакль картиной детства на хуторе Загорье, заканчивается поэмой «По праву памяти», впервые напечатанной лишь через 18 лет после смерти поэта.

 
22 июня 2010 года 16.00  Малая сцена

__________.jpgБелорусский союз театральных деятелей (Беларусь, г. Минск)
 
«ДОСТОЕВСКИЙ ВОПРОС»
глава «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы»
моноспектакль В. Шушкевича

Творческий: союз режиссёра и сценографа В. Матросова, актёра Национального академического драмтеатра им. М. Горького В. Шушкевича и композитора О. Залетнева возник ещё в 1968 году. Тогда впервые в СССР этой группой была поставлена пьеса С. Беккета «В ожидании Годо». За эти годы на базе Белорусского театрального общества были созданы спектакли и литературно - музыкальные композиции по произведениям А.Пушкина, В. Хлебникова, Я. Купалы, М.Танка. М. Богдановича, Ф. Достоевского, И.Чигринова, А. Разанова, М. Гусовского, В. Коротевича, А. Чехова и др. Группа участвовала на международных фестивалях в Москве, Киеве, Нижневартовске, гастролировала в Польше. В октябре 2009 года в рамках седьмого международного театрального форума «Золотой Витязь» в Москве и Санкт - Петербурге был показан спектакль «Достоевский вопрос», который был тепло встречен зрителями. В форуме приняли участие 34 театральных коллективов из 8 стран. И постановка белорусской труппы стала украшением этого театрального фестиваля. «Достоевский вопрос» - инсценировка главы «Великий инквизитор» из романа Фю Достоевского «Братья Карамазовы» - последняя работа группы. Авторы спектакля стремились перевести сложнейший философский трактат Достоевского на язык театра, так чтобы мысль стала осязаемой, чувственной. Приобщение к «достоевским» вопросам уже победительно, после него чувствуешь, как повзрослела твоя душа.

_MG_8066__52_.jpgСам Достоевский считал «Легенду о Великом инквизиторе» вершиной своего творчества, где он высказался до конца и показал, до каких страшных мыслей может дойти человек, если сердце его не согрето христианской любовью к ближнему. Спектакль по роману Достоевского «Братья Карамазовы» получился интересным, философским, поднимающим массу проблем, волнующих и современное общество. Это тот самый «Достоевский вопрос», который великий писатель задавал читателям и самому себе на страницах своих бессмертных произведений. И то, что белорусский театр решил взяться за постановку такого сложного литературного произведения, говорит и о творческой смелости и о желании приблизить к зрителю произведение классики русской литературы, что само по себе ценно.

 
22 июня 2010 года 19.00 Большая сцена

_MG_8066__46_.jpgГосударственное учреждение
«Республиканский театр белорусской драматургии»(Беларусь, г. Минск)

"Когда закончится война" П. Пряжко
драма
 

    Весна 1945 года. Берлин. В охваченном войной городе, в полуразрушенном доме случайно встречаются двое – советский солдат Саша и немка Анни. Они – по разные стороны барикад. Он ранен, а у неё на руках – маленький сын. Обстоятельства складываются так, что ни один, ни вторая не могут выйти из этой комнаты, которая стала их временным прибежищем. И хоть они не знают языка друг друга, каким-то удивительным образом Саша и Анни находят дорогу к взаимопониманию. Только куда она их приведёт?  

Пьеса молодого белорусского драматурга Павла Пряжко рассказывает про обычные человеческие отношения, про судьбу, которая может настигнуть каждого – но не каждый найдёт достойный ответ на этот вызов.

 
 
23 июня 2010 года  16.00  Малая сцена

desdeposter.jpgInstitute of A.Mickiewicz Ministry of Culture in Poland
KROPKA THEATRE
(Польша, г. Варшава)

«
DesdeMONA»
моноспектакль Йоланты Юшкевич
по мотивам «Отелло» В. Шекспира
 адаптация и постановка - Йоланта Юшкевич, Польша/Австралия
    Йоланта Юшкевич - артистка польского происхождения, получившая опыт в классическом и современном театре, уделяющая внимание как практическим, так и теоретическим достижениям международного театрального искусства. Результатом её эмоционального воззрения было создание Театра Kropka. Открытый в 1997 в австралийском Сиднее, с верой в то, чтобы развернуть и усовершенствовать выразительные аспекты собственного профессионального театра, который является постоянным источником красоты и эмоциональной бури.  Йоланта разрабатывает тенденцию поэтически-метафорической драмы, главным образом в монодраме как инновационной театральной форме. Она работает, развивая культуру, открыта для диалога о существующей роли театра в современном - мультикультурном обществе, поощряющем взаимное оплодотворение культур, которое подразумевает взаимное знание и открытость между культурами в контексте истинного понимания и благосклонности.За артистический творческий потенциал она была награждена во многих случаях, что является подтверждением её значимости правительствами Польши и Австралии, а также завоёванные призовые места в международных конкурсах.Спектакль «DesdeMONA» - это проецирование женского желания в мир, которым управляет сильный мужской патриархат; ритуал памяти, наполненной поэзией, разнообразным движением танца, символическим использованием ткани. Выбор развития темы Дездемоны был определён разрушительным потенциалом персонажей в их способности драматизировать возможность эмансипированных отношений между мужем и женой; положение женщины среди мужского патриаршества; столкновение двух культур - мусульманской и христианской, вне установившихся неравенств, как настоящего, так и прошлого обществ. Воспроизведённый текст убедителен, с голосом Яго, как будто невзначай услышанным Дездемоной, омрачившим счастье, это зло, которое скрывается в пределах добра... История известна всем, она может быть слегка сумбурна, как песня ивы, которая что-то напоминает ... призрак? Гипнотизирующая и чувственная.Более десяти лет Театр Kropka лет развивает уникальный и захватывающий театральный язык, комбинируя эклектичную литературу и исторические источники с поэтическим стилем работы, в котором вербальное и физическое одинаково важны. Переходя от весело гротескной к душераздирающей эмоции, Театр Kropka ведёт зрителей к театральному ритуалу, на грани подсознательного, где слова и движение, актер и зритель, сотрудничают, чтобы произвести новое чувство, которое красиво, иррационально и глубоко. Пьеса внесла существенный вклад в репутацию строгой изобретательности и отличительного культурного производства в международной области монодрамы.
 
 
23 июня 2010 года 19.00    Большая сцена

sok_vor_1.jpgГосударственное учреждение культуры «Тульский государственный ордена Трудового Красного Знамениакадемический театр драмы»(Россия, г. Тула)

«СОКОЛЫ И ВОРОНЫ» А. И. Сумбатов-Южин
любовная драма в 2-х действиях

   Князь А.И. Сумбатов (Южин) – прославленный актер Малого театра, драматург, театральный деятель, пишет эмоционально, страстно, ярко. В его пьесах, всегда имевших шумный успех, есть все, чтобы вызвать у зрителей интерес: романтика чувств, человеческие характеры, интрига действия, неожиданность сюжетных поворотов и, наконец, эффектный финал. К его пьесам особо подходит афоризм: Во всем ищите женщину!   «Соколы и вороны» - одна из самых репертуарных пьес драматурга.   Безупречно честному, деликатному кассиру коммерческого банка Сергею Зеленову и в голову не может прийти, что его уже два года тайно любит молодая жена Управляющего банком – Евгения Константиновна, для которой это не просто увлечение, а страсть ни разу не испытавшей подлинных чувств женщины. Решение Зеленова жениться на скромной учительнице Антонине Трофимовне потрясает ее. Евгения Константиновна понимает, что теряет смысл своего существования. В голове ее рождается идея страшной мести. Используя слепую любовь мужа, она воплощает в жизнь свой ужасный план, не щадя ни себя, ни близких, сжигая за собой все мосты. 
 _MG_8066__32_.jpg    А.И. Сумбатов-Южин не боится больших, ярких чувств и страстей героев, открытых сценических эффектов. Ему важно показать, как человеку опасно становиться игрушкой своих собственных страстей, как это подчинение безумно и разрушительно для личности.







24 июня 2010 года 19.00 Большая сцена


Афиша витебск_1.jpgГосударственное учреждение
“Национальный академический драматический театримени Якуба Коласа”(Беларусь, г. Витебск)

“ПРИВЕТ, АЛЬБЕРТ!” Юрий Сохарь

путешествия в пространство неизведанного к 130-летию рождения Великого физика и лирика
XX столетия
 

    В яркой художественной форме, при помощи оригинальных драматургических и постановочных приёмов создатели спектакля знакомят зрителя с талантливым учёным, музыкантом и мудрым человеком.  Альберт Эйнштейн (Геннадий Гайдук) прожил интересную сложную жизнь (1879-1955). Его любимые женщины: Эльза Левенталь (Анжелика Барковская), Мария Кюри (Галина Букатина), Элен Дюкас (Нина Обухова) – известные личности прошлого столетия.  Мать Павлина Эйнштейн (засл. арт. Беларуси Тамара Шашкина) дарит сыну легенду о цветении дуба, символ сильной личности. Родная сестра Майя Винтеллер (Ирина Тишкевич) старается предостеречь от ошибок. Учитель Исаак Ньютон (нар.арт. Беларуси, лауреат Гос. премии БССР Тадеуш Кокштыс) является в пророческих снах. Антагонист Энрико Ферми (Владимир Сивицкий) стимулирует в борьбе за собственные убеждения. Философ Зигмунд Фрейд (Валентин Цветков) делится опытом воспитания детей. Раввин Соломон Гринблат (Юрий Цвирко) спасает от неизлечимой болезни. 


_MG_8066__36_.jpgВсе эти люди сохранили для нас человека, который не только самоотверженно занимался наукой, а и любил, страдал, печалился, радовался, а чаще – сомневался в правильности собственных устремлений.








25 июня 2010 года  19.00   Большая сцена

 
______________________.jpgГосударственное учреждение культуры«Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского»

«ИГРОКИ» Н. В. Гоголь
комедия к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя

    Театр Гоголя для нас - это два признанных шедевра, "Ревизор" и "Женитьба". Напечатанной в 1841 году одноактной комедии "Игроки" уделялось незаслуженно мало внимания. Что весьма странно.  "Игроки" интересны не только как смелый драматургический эксперимент, позволяющий по-новому взглянуть на возможности театра, но и неординарным содержанием, включающим великолепные авторские находки, своеобразную картину России, размышления автора о судьбе своей земли и о метаморфозах души человеческой.  Да, в ней нет глубокой философии, бытоописательства, нравоучительства, богоискательства, схватки добра со злом или прошлого с будущим. Интрига очень простая. Три жулика обводят вокруг пальца еще одного жулика, хитростью выманивают у него 80 тысяч рублей и благополучно исчезают с чужими деньгами на просторах провинциальной Руси. Над чем тут ломать голову? Русская классическая литература требует, чтобы голова, сердце и душа читателя были встревожены каким-нибудь вечным вопросом, ошеломлены невозможностью постичь истинную глубину русской человеческой натуры. Кстати, до самой натуры дело доходит редко. Все ограничивается постановкой вопросов. А ответы читатель ищет сам.  То есть мы приучены к превосходству содержания над формой. А форма, между прочим, тоже мощное оружие. Если, конечно, попадает в умелые руки. Гоголь, используя привычную для нашей драмы и прозы тему карточной игры, создал еще один шедевр. Не удостоенный такого названия только лишь потому, что слишком идеальная форма отвлекла бы внимание от содержания. Даже окарикатурила бы его. Гоголь сочинил короткую историю, в которой один способ игры превзошел другой, более сложная игра одержала триумф над игрой попроще, а жулики, построившие более утонченную схему игры, превзошли жулика, все еще цепляющегося за игру более примитивную.  Задумайтесь, пожалуйста. Ведь из этого сюжета, из ловко построенной формы, буквально фонтаном бьет смысл, иначе говоря, содержание. И он прост. На всякую игру и игроков рано или поздно найдется другая игра и другие игроки. А на тех - новые. А на этих новых - еще новее и хитрее. И так далее, до бесконечности. Так что смысла в самой игре, которая чаще всего смахивает на жульничество, нет никакого. Золотой век или "астрея", как изрекает один из жуликов, придет не в результате совершенной игры. А произойдет, скорее всего, то, что предсказывает другой жулик: "Этак, пожалуй, вся Россия должна застрелиться: всякий или проигрался, или намерен проиграться". Допустим, что Гоголь, по обыкновению своему, пошутил, создав "всего лишь" маленькую комедию, а не шедевр

 
26 июня 2010 года 16.00 Малая сцена

ScannedImage_2.jpgТеатр «День смерти Моцарта»(Польша, г. Варшава)

«ДЕНЬ СМЕРТИ МОЦАРТА» Нина Черкес
такая обычная история

   Театр «День смерти Моцарта» состоялся благодаря одноименной пьесе Н. Черкес. Именно от нее пошло название театра. Это психологическая драма о судьбе русской актрисы и польского пианиста, о судьбе артиста и его Музы. О невозможности реализации себя ни на сцене и в жизни тоже... Об уходе красоты, которая стала средством для материальных ценностей. Где быт искалечил человеческие судьбы, где ожидание апокалипсиса, как единственного спасителя сумасшедшего человечества, которое заблудилось и погрязло в достижении целей, которые ничего общего не имеют с понятиями Божьими на земле.  Актеры собирались по степени отрицания официальных ценностей и благодаря усилиям режиссера В. Барковского и сценографа В.Матросова смогли быть реализованы в своеобразный стиль театра, где не имеет значения язык, где язык-это измученные и неприкаянные души, которые собрались в этой группе, чтобы отогреться, как Христос у костра... Главная идея всех - это, чтобы не предать и чтобы тебя не предали...Чтобы любить и чтобы тебя любили, чтобы соединить не соединимое в этом мире явлений...

 
26 июня 2010 года  19.00   Большая сцена

ПЛАКАТ Деревня-1_1.jpgОбластное учреждение культуры «Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова» (Россия, г. Смоленск)

«ОДНА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВАЯ ДЕРЕВНЯ» Б. Вахтин, А. Ледуховский
до войны, во время войны, после войны
 
   Спектакль Анатолия Ледуховского «Одна абсолютно счастливая деревня» о счастье, заключенном в самой жизни - этом великом даре свыше - при всех ее трагедиях и потерях. Однако, счастье это становится реальностью при одном условии: если человек мудро воспринимает посланное судьбой - и горе, и радость.  Светлая и драматичная история о русских людях, переживших глобальную катастрофу никому не нужной в мире чудовищной войны, рассказана Ледуховским неординарно, глубоко, философски - с одной стороны; с юмором, озорно, залихватски - с другой.
DSC01792.jpgСпектакль - притча, спектакль - лубок заставляет зрителей вместе с героями смеяться и плакать, чувствовать себя жителями «абсолютно счастливой деревни», участниками яркого театрального действа.






Победители фестиваля:

Номинация «Лучшая женская роль второго плана»

_MG_8066__54_.jpg

Анна Полупанова за роль в спектакле «Полеты с ангелом» З. Сагалова - «Республиканский театр белорусской драматургии» (Беларусь, г. Минск)

 
Номинация «Лучшая мужская роль второго плана»

_MG_8066__34_.jpg

Геннадий Вершинин за роль Штопнова в спектакле «Соколы и вороны» А. И. Сумбатова-Южина - Тульский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы (Россия, г. Тула)

 
Номинация «Лучшая женская роль»

_MG_8066__48_.jpg

Иоланта Юшкевич за роль в спектакле «Дездемона» (Польша – Австралия).

 
Номинация «Лучшая мужская роль»

_MG_8066__51_.jpg

Валерий Шушкевич за роль в моноспектакле «Достоевский вопрос» - Белорусский союз театральных деятелей (Беларусь,  г. Минск)

 
Приз зрительских симпатий

_MG_8066__44_.jpg

Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского за спектакль «Игроки» Н. В. Гоголя.

 

Номинация «Лучшая сценография»

DSC02190.jpg

Светлана Архипова за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина, А. Ледуховского (Россия, г. Смоленск)

 
Номинация «Лучшая режиссура»

_MG_8066__38_.jpg

заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский за спектакль  «Привет, Альберт!» Ю. Сохаря - «Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа» (Беларусь,      г. Витебск)

 
«Гран-при» фестиваля

DSC02059.jpg

спектакль «Одна абсолютная счастливая деревня» Б. Вахтина, А. Ледуховский Смоленского государственного драматического театра имени Александра Грибоедова.